БАРЬЕРЫ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Каждая сфера в нашей жизни является пространством для самореализации. Личные отношения, родительство, друзья, наши увлечения, здоровье, красота, духовный рост и конечно профессиональная реализация, которая в первую очередь и является маркером того, как мы реализуемся и что нам мешает, во всех остальных сферах. Она самая заметная, потому что результаты в ней, часто бывают реально ощутимыми, материальными. Вначале человек, ищет себя - где бы он хотел реализоваться, затем он ищет способ реализовываться в удовольствие. Удовольствие является основным мотивом -более подробно я рассмотрю эту тему в статье «Открой силу внутри себя». В этой статье, давайте определим основные барьеры, с которыми мы сталкиваемся в процессе самореализации.

Наша самореализация начинается с зачатия и продолжается всю жизнь. Все что происходит с нами в момент рождения и нескольких лет после, и даже во внутриутробном периоде является периодом формирования своеобразной модели того, как в дальнейшей в жизни человек будет взаимодействовать с внешним миром. Для психики малыша, любое событие, имеет очень мощное воздействие. Особенно важны моменты эмоциональных травм, потому что в младенчестве в моменты их прохождения, человек подсознательно принимает для себя самые важные решения в жизни:

мир меня принимает, ценит, он меня бережет, я нужен, жизнь справедлива по отношению ко мне или полная противоположность

меня не принимают и не любят, мир опасен, жизнь несправедлива, я никому не нужен.

Потом во взрослом возрасте человек просто принимает подсознательно те решения, и формирует те события, которые будут подтверждать его первые жизненные концепции. Еще один элемент формирующий нашу реальность и отношение к ней- концепции значимых для нас людей. В сложных ситуациях мы вооружаемся ими, потому что нам кажется, что переняв чужую модель, догму или правило, мы бы будем более любимы. Или просто потому, что нам сложно самим понять, что происходит и нам дают именно такое свое объяснение другие, выдавая его за истину:

  • мальчики не плачут;
  • девочка должна быть послушной;
  • что бы вырасти большим ты должен много кушать;
  • ты должен убирать за младшими;
  • ты должна быть самой лучшей;
  • не будешь учится будешь уборщицей;
  • все мужик козлы;

Вспомните свою концепцию, и вспомните откуда она взялась. Наверняка была стрессовая ситуация, и вы взяли ее на вооружение.

В процессе поиска и реализации своих способностей, человек проходит через множество стрессовых событий. И для того что бы смягчить стресс, наш психический аппарат использует те защиты, которые мы выучили, как эффективные, намного раньше.
Рассмотрим несколько случаев как же эти защиты срабатывают в ходе самореализации.

Представьте себе: папа мальчика не готов был стать отцом, и поэтому у малыша еще во внутриутробном периоде сформировалась травма отверженого, и он, чтобы унять боль, начал подсознательно отрицать тот момент, что она ему нужна эта близость. Каждый раз, когда кто-то пытается вступить в близкие отношения с ним, он отталкивает от себя человека. Любимая фраза такого малыша: «Я сам».

В норме - это проходит, и малышу комфортно становится принимать помощь других, но иногда происходит фиксация на этой фазе, и так же себя ведет взрослый человек. В отношениях эта схема очень прозрачна – человек боится любить и убегает от партнерши, как только чувствует наступление эмоциональной близости.

В профессиональной деятельности это проявится неумением налаживать отношения в коллективе, поясняя это тем, что мне и одному хорошо, или непризнанием способностей женщин в работе. Таким образом формируется склонность к применению механизма защиты- отрицание, и этот механизм формирует определенные черты характера- интровертивность, эмоциональную холодность, эгоцентризм, грубость, нарцисизм.
Затем в зрелом возрасте в самореализации у него будут выражены барьеры, которые активируются этим механизмом защиты.

Наиболее сложно в реализации при наличии защитного механизма отрицание преодолевать барьер стресса. Можно отметить, что если человек отрицает наличие у него каких-либо трудностей, которые он не в состоянии преодолеть, то отрицание затормаживает преодоление психологического барьера, так как помогает не воспринимать наличие стрессовых ситуаций, как существующие или имеющие смысл события в жизни. А так как ситуации, провоцирующие возникновение барьера стресса, могут проявляться не только на эмоциональном уровне, но и, например, на физиологическом, то соответственно данный механизм не может снять напряженность барьера.

В то же время неспособность справляться со стрессом блокирует способность к интеллектуализации –более зрелому и конструктивному защитному механизму или объяснению того, что же происходит с человеком на самом деле. Способность к интеллектуализации ситуативно снижает стрессовую напряженность. Дают возможность на уровне эмоционального интеллекта отследить, что же происходит. Вот почему визиты к психотерапевту, который может объяснить ваше состояние, часто уже сам по себе снимают уровень стресса.

Еще один пример, девочке папа совсем не уделяет внимание - это формирует травму покинутого. Она всячески пытается привлечь к себе внимание, заслужить любовь, только по одной причине, ей не хватило ее в детстве от отца. Они настолько стараются, для любого другого человека, что перестает осознавать свои потребности, и полностью погружаются в удовлетворение потребностей других. Возникает вытеснение своих потребностей, и соответственно одноименный основной механизм защиты. Если присутствует данный барьер в самореализации связанный с фрустрацией, когда не удовлетворяются наши потребности, и соответственно наши ожидания - мы чувствуем себя растеряно. В случае использования данного механизма, человек вытесняет сам факт какой-либо фрустрирующей ситуации, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога, и соответственно напряженность барьера остается на прежнем уровне, а возможно и возрастает. А когда женщина чувствует себя тревожно, практически невозможна и ее самореализация. Вот почему, для женщины так важно получать внимание от отца в детстве.

Еще один механизм защиты психики - регрессия. Фрустрационный барьер часто сопровождается этим механизмом- это объясняется тем, что при регрессии личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Как будто впадает в детство. Использование более простых поведенческих паттернов существенно обедняет общий арсенал преодоления психологических барьеров.

Защитные механизмы психики - это те костыли или помощники, если выразится мягче, которые помогают нам проходить стрессовые ситуации. Но это же одновременно и наши тормоза на пути к новым высотам, которые искажают реальность и значительно снижают наш темп развития. Можно конечно использовать их и в качестве внутренних стратегий преодоления психологических барьеров, особенно если мы делаем это осознанно

Давайте попробуем найти сейчас позитивный пример, как при условии осознанного включения защитного механизма, можно значительно улучшить ситуацию.

Представьте, что маленького ребенка часто обижал папа, крича, что он старший братик, и во всех проделках младшего братика виноват только он, потому что он старший и должен следить за младшим. Мальчик, чтобы унять боль от травмы несправедливости, начал обижать своего младшего братика.

Таким образом используя механизм замещение – заменяет агрессию на отца, к которому он не может ее выразить. Его чертами характера скорее всего будет нерешительность и страх неудач, склонность к пассивной агрессии. Во взрослом возрасте он будет делать то же самое только столкнувшись с несправедливым отношением начальника, может приходить домой и срываться на жене.


Но при условии, понимания склонности к использованию этого механизма, можно придумать более экологичный способ замещения. Например, занятие спортом- помните, как в Японии в офисах ставили груши с изображением лица начальника. Тут становиться понятна такая оригинальная форма слива агрессии.

Защитные механизмы психики - это те костыли или помощники, если выразится мягче, которые помогают нам проходить стрессовые ситуации. Но это же одновременно и наши тормоза на пути к новым высотам, которые искажают реальность и значительно снижают наш темп развития. Можно конечно использовать их и в качестве внутренних стратегий преодоления психологических барьеров, особенно если мы делаем это осознанно


И вот мы с вами подбираемся с самым завуалированным барьерам на пути к самореализации. Один из них - социальный барьер. Нам кажется, что люди, с которыми мы сталкиваемся в процессе самореализации, недостаточно ответственны, честны и доброжелательны по отношению к нам.

В психологии есть такое мнение, что все что нас злит, отталкивает и раздражает в других людях либо наша зона повышенной фиксации либо наша зона развития. Основной механизм защиты стимулирующий формирование этого барьера - проекция. В основе проекции лежит механизм отчуждения собственного Я, что позволяет «видеть» и воспринимать свои психологические барьеры в других людях, но не замечать их у себя.

Либо ее более сложный вариант – интроекция – желание видеть свои качества в других людях. Иногда интроекция может привести нас к авторитарному способу поведения.

Например прибегая к сотрудничеству с привлеченным специалистом в сфере дизайна: нам хочется сделать из креативного и творческого человека – структурного и обязательного как и мы. Но мы можем не только иметь излишние ожидания, но и испытывать сильную агрессию, что наш партнер их не оправдывает. Многие творческие люди, имеют склонность к легкому хаосу внутри, им сложно творить находясь рамках и ограничениях. Понимая эти особенности человека и отслеживая свои реакции, мы можем сделать процесс самореализации значительно более конструктивным. А ведь творческий потенциал, может быть огромным ресурсом.

Самореализация – это всегда творчество. Но иногда мы просто не можем творить. Взаимосвязь между компенсацией – одним из зрелых механизмов, и творчеством, может тормозить развития недостающего качества. Человек начинает интенсивно развивать тот признак, который у него развит в норме – например самоконтроль, компенсируя тем самым свой недостаток, например творческих способностей. В целом барьер творчества – это один из самых любимых мной для исследования барьеров. Знание своих уникальных способностей, умение их правильно преподнести и принятие своей уникальности- одни из самых главных ключиков для того, чтобы получать удовольствие от реализации (ссылка) и в одноименно статье вы сможете познакомится с моими уникальными методами открытия себя как творца.

Все, что было сказано выше, имеет под собой базу моих личных научных исследований, но важнее понять что-же все таки может нам помочь с теми защитами, которые мы бессознательно включаем, и которые так мешают нам реализоваться в жизни.

Первое – это осознание и признание их использования.

Второе - отслеживание момента их включения.

Третье – формирование новых привычек использования механизмов более зрелых, более конструктивных для нас.

Четвертое - взятие на себя ответственности за все, что происходит в нашей жизни.

Пятое- вытекающее из предыдущего пункта- самостоятельное удовлетворение тех потребностей, которые не были удовлетворены в онтогенезе защитных механизмов.

Это подразумевает отслеживание возникновения конфликта в процессе формирования психологических защит , и создание нового позитивного опыта (ссылка) , посредством осознания ресурса.

Как это сделать? Как раз в этом и состоит моя задача как позитивного психотерапевта- помочь вам найти ситуацию, обнаружить конфликт, объяснить какие позитивные качества и способности вы приобрели, благодаря этому, и взять ресурс из этой ситуации.

Все что случается к лучшему

Именно эта жизненная концепция – является одним из самых мощных ресурсов для движения вперед. Она снимает все страхи, ограничения, устаревшие защиты и создает для освободившейся от них энергии позитивное русло для движения вперед, к тем мечтам, осуществление которых и является нашей самой важной ролью в этом мире.

Мечтайте смелее- и реализуйте ваши мечты, ведь в этом и состоит смысл жизни.
А я готова вам в этом помочь.